Ксолоитцкуинтли. О породе.

Tecuani

Ксолоитцкуинтли. О породе.

Сообщение Tecuani » 31 мар 2008, 18:28

ИСТОРИЯ КСОЛОИТЦКУИНТЛИ
Голые породы собак существуют в неизменном виде несколько тысячелетий, они были известны еще в древние времена в разных точках мира, где господствовал тропиче-ский климат: Южная Америка, Африка, Азия. Пожалуй, их не было только в Австралии. Был ли у всех разновидностей голых собак один предок или формирование пород проис-ходило независимо друг от друга, доподлинно неизвестно. Тем не менее, свои голые соба-ки есть в Мексике, Турции, Парагвае, Китае, Индии, Перу, Карибах, Эфиопии, Аргентине, Филиппинах, Египте и других странах.
Родиной Ксолоитцкуинтли является Мексика. Эта порода так же известна как Мек-сиканская Голая Собака. Слово «Xoloitzcuintle» имеет древнеиндейские корни и происхо-дит из языка племени Нахуатл (Nahuatl).
Что же означает причудливое слово «ксолоитцкуинтли», давшее название породе? Ксолотл (Xolotl) – бог солнца, властелин двойственности, а «итцкуинтли» (Itzcuintle) можно перевести по-разному: во-первых, это собака, во-вторых, это раб или слуга. Таким образом, Ксолоитцкуинтли – это собака или слуга (кому как больше нравится) бога Ксо-лотла. Самого бога изображали в виде собаки с непропорциональными уродливыми рука-ми и ногами (см. изображение), он был братом бога Кетцалькоатла (Quetzalcoatl). Как сказано в одном из поверий, братья были близнецами, поэтому Ксолотл считался покровителем всех близнецов, в том числе сиамских, будь то какие-либо растения или животные, а также являлся покровителем различных существ и чудовищ. Кетцалькоалтл олицетворял собой день, все ясное и понятное, а Ксолотл был символом ночи, смерти и безызвестности.
Существуют различные доказательства присутствия собак в культуре индоамери-канских племен. Так, можно точно говорить, что они жили у народов Тлакскалтекас (Tlaxcaltecas), Майя (Mayas), Цапотекас (Zapotecas), Ацтеков (Aztecas).
Согласно религии ацтеков существует рай, куда души мертвых воинов придут по-сле длинного путешествия через страну духов Миктлан (Mitclan). В этом нелегком пути в загробный мир умершего должна была сопровождать собака, она помогала преодолевать различные препятствия, и эта собака была именно Ксолоитцкуинтли. Веря в это, индейцы на похоронах убивали собаку умершего воина стрелой в пасть и хоронили ее рядом с хо-зяином. Захоронения с останками людей и собак находят на территории Мексики. Нахо-дят мумии собак и глиняные фигурки, изображающие собак. Эти находки датируются 5000-3000 лет до н. э. О том, что статуэтки изображают именно голых собак, говорит на-личие двух видов фигурок: на одних были нанесены штрихи, изображающие шерсть, а другие были абсолютно гладкие, т.е. «голые».
Изучением происхождения голых собак уже много лет занимается мексиканский зоолог доктор Рауль Валадес, на основании своих исследований он говорит, что первые доказательства тому, что собаки существовали 7000-8000 лет тому назад, были найдены в поселениях Тлапокойа (Tlapocoya), Тлалтико (Tlaltico) и в Мехико. В последующих ис-следованиях в Тлалтико были найдены останки собак, по которым удалось установить, что это были собаки с шерстью и жили они примерно с 6000 до 1100 г. до н.э. В Тема-мальте (Temamalta) так же были обнаружены останки костей собак, которые датируются 1100 г. до н.э и 300 г. н.э. Кости были найдены в специальных урнах, что указывает на то, что собаки использовались в ритуальных целях, их приносили в жертву. В тоже время во дворце Тетитла (Tetitla), который был административным центром, жили гладкошерстные собаки. У них были стоящими уши, они были различных окрасов: белые, черные, палевые. Объединяющей чертой с современными голыми собаками было то, что у них, как и у ксо-ло был неполный набор зубов, полностью отсутствовали клыки (по данным раскопок, проводимых учеными Мексики).
Судя по раскопкам, которые проводились в 1980-1982 гг. в городе Туа (Tuha) (в 60 км севернее от Теотиуакана (Teotihuacan)), после падения империи в 900-1200 г.н.э Тео-тиуакан, стал главным центром Индоамерики. Именно в этом месте ученые обнаружили много останков собак без шерсти.
В 1325г было основано большое поселение Теночтитлан (Tenochtitlan), которое сейчас является городом в Мексике, там существовал так называемый собачий рынок Тлалтелолко (Tlaltelolco), на котором продавалось для различных целей несколько сотен собак еженедельно. Главным образом собаки использовались для ритуальных целей. Но хочется отметить еще одно предназначение Ксолоитцкуинтли. Как известно, в новом све-те, до появления там европейцев, не было крупных животных, которых можно было бы потреблять в пищу. Поэтому, как бы это не было с нашей точки зрения кощунственно, ин-дейцы ели своих голых собак. Ксоло имеют завидный аппетит и очень хорошо набирают вес. Мясо Ксолоитцкуинтли считалось деликатесом и, как правило, готовилось для особо значимых церемоний. После прихода европейцев у местных жителей появились привыч-ные для нас домашние животные: козы, коровы и прочие. Но обычай употреблять собак в пищу не исчез, хотя европейцы и пытались ввести на это запрет.
После прихода испанцев в Мексику в 1519 году стали появляться первые письмен-ные источники, где упоминалось о существовании голых собак. Был найден документ «Флоренский Кодекс» 1547-1587гг, где Фрей Бернандино де Саaгун (Fray Bernandino de Sahagun) упоминает о собаках трех типов на территории Мексики:
1) итцкуинтли – собака с шерстью.
2) ксолоитцкуинтли – собака такая же по анатомии как итцкуинтли, но без шерсти.
3) тлалчичи (tlalchichi) (на языке народа Нахуатл это означает «маленькая собака») – маленькие собаки с шерстью.
В документе, также говорилось, что у собак тех мест было несколько названий: Чичи (Chichi), Итцкуинтли, Ксочиокойотл (Xochiocoyotl), Тетламин (Tetlamin) и Теуицотл (Teuizotl). Собаки были разного окраса, они были черными, белыми, пепельные, палевые, темно каштановые, темно серые, леопардового цвета, так же все эти окрасы могли иметь белые пятна. В документе упоминалось, что: «Собаки, которых называют Ксолоитцкуинт-ли (Xoloitzcuintle), не имеют шерсти и по ночам их следует укрывать теплым покрыва-лом».
Натуралист Франциско Фернандес (Francisco Hernandez), который изучал природу Новой Испании, писал, что встречал в тех местах различных собак:
«Существуют собаки 3-х типов:
Ксолоитцкуинтли – они самые большие по размеру и особенность этих собак пол-ное отсутствие шерстяного покрова и имеются только отдельные волоски на голове, лапах и кончиках хвоста, основной окрас – однотонный темный или с белыми пятнами.
Собаки второго типа более светлого пятнистого окраса, некрасивые и с выгнутой спиной. Их называют Мечоаканенсе (Mechoacanense), это слово произошло от названия поселения, откуда они родом.
Собак третьего типа называют Тлалчичи (Tlalchichi), эти собаки, похожи на бродя-чих собак нашей страны».
Судя по этим описаниям, предполагается, что собаки, которых называли в древно-сти Итцкуинтли, являются прародителями современных Ксоло и возможно даже Чихуа-Хуа.
Таким образом, первые собаки Американского континента имели шерсть. Вероят-но, они пришли с предками индейцев через Берингов Пролив и их корни уходят к шпице-образным собакам. Позже, уже на территории Мексики произошла мутация, в результате которой появились особи без шерсти. Мутация была благоприятной и успешно закрепи-лась. В чем же было преимущество голых собак остается только догадываться, но, скорее всего, дело в том, что на голом теле не могли ужиться различные паразиты, донимавшие волосатых собратьев, и животному с прочной толстой кожей было удобно жить в данных условиях. Можно предположить, что причины потери шерсти собаками были сродни при-чинам появления современных бесшерстых животных, таких как слоны, носороги и беге-моты взамен мамонтов. В любом случае не вызывает сомнения абсолютная жизнеспособ-ность голых собак без какого-либо участия человека в их судьбе. Итак, голые собаки су-ществуют уже, по крайней мере, 3000 лет, а аналогичные по анатомии, образу жизни и ха-рактеру собаки с шерстью существуют не менее 8000 лет.
Казалось бы, жизнь Ксолоитцкуинтли с приходом европейцев должна была облег-читься, ведь они привезли с собой скот, и теперь не было необходимости убивать собак для еды. Но завоеватели во что бы то ни стало решили обратить индейцев в христианство. На все традиционные верования был наложен строжайший запрет. И, конечно же, Ксоло-итцкуинтли как неотъемлемая часть ритуальных обрядов попали в немилость. Европейцы не смогли оценить достоинства голых собак, они казались им уродливыми, бесполезными животными. Результатом этого стало почти полное исчезновение туземных собак. В 1521г. аборигенные мексиканские собаки оказались на грани исчезновения, четыре столе-тия ими никто не занимался, отдельные особи сохранились лишь в отдаленных индейских племенах. Во времена колониальной эпохи (1524-1821гг) и вплоть до 19 века практически не находили никаких сведений о существовании Ксолоитцкуинтли, возможно, что боль-шое количество особей было уничтожено во время войн и освоения новых территорий.
В 19 веке вновь стали появляться сведения о голых собаках Мексики. Например, по некоторым данным, во Франции из кожи голых собак изготавливали различные вещи и предметы одежды: ремни, пояса, кошельки, портмоне и пр. Но, к счастью, в 30-40-хх гг. 20 века, породу стали возрождать. Одними из первых, кто заинтересовался этими собаками, были некоторые художники и деятели искусства, такие как: художник-живописец Диего Ривера (Diego Rivera) (1886-1957гг), художница Фрида Кало (Frida Kahlo) (1907-1954гг), историк и антрополог Гутьерра Тибон (Guterra Tibon) (1905-1999гг), который написал большую статью «Анубис и Ксолотл», опубликованную в 1963 г, где подробно рассказывалось про Ксолоитцкуинтли, художник-декоратор Эдуардо Гардунью (Eduardo Garduno), художник Халисиенсе Рауль Ангиано (Jaliciense Raul Angiano) и неко-торые другие. Все они были очарованы красотой и грацией этих собак. Многие из них сами являлись владельцами Ксоло. Так, например, у Фриды жило несколько собак, одна из них сука необычайной красоты бронзового окраса, с очаровательным кофейного цвета хохолком на голове.
Также огромный вклад внесла в возрождение этой породы проведенная работа полковника Норманна Пельхама Райта (Norman P. Wrieght), который в 1954 году органи-зовал большую исследовательскую экспедицию в места исторического обитания Ксолоитцкуинтли с целью найти несколько особей, изучить их и, на основе их генетики, возродить породу. Эта затея увенчалась успехом, десяток отличных собак был выторгован у индейцев, с них и началась современная история Ксолоитцкуинтли в Мексике.
Позже представители кинологического общества официально внесли эту породу в реестр и выдали родословные, что позволило заняться более плотным разведением. К 1955 году в кинологической ассоциации Мексики было зарегистрировано 60 собак. И уже в 1956 году полковник Райт совместно с художником Раулем Гамбоа (Raul Gamboa) и доктором Мануэлем Уго де ла Роса (Manuel Hugo de la Rosa) разработали и утвердили об-щепринятый стандарт породы, и 1 мая 1956 года Ксолоитцкуинтли были официально при-знаны на своей родине.
Большие заслуги по разведению Ксолоитцкуинтли принадлежат многим членам Международного Сообщества Кинологов, таким как Оскар Халома (Oscar Jaloma), кото-рый в 1990 году стал президентом Клуба Ксолоитцкуинтли, его жене Сокорро Ромеро де Халома (Socorro Romero de Jaloma), а также Марии Ривера Уерта (Maria Rivera Huerta) и многим другим.
Первая выставка Ксолоитцкуинтли в Мексике
В начале 90-х был организован первый Клуб любителей мексиканских собак, в данный момент он уже не существует, но несколько лет спустя в 1997 г был создан новый Клуб «Мексиканских друзей Ксолоитцкуинтли». В этом же году Долорес Ольмеро (Dolores Olmero) (1908-2002гг) хорошая знакомая художника Диего Ривера совместно ор-ганизовали выставку, посвященную истории Мексики, где было рассказано и показано много интересны фактов о Ксоло, были выставлены найденные при раскопках статуэтки, предметы утвари с изображением этих собак.
Сейчас эта удивительная порода является национальным достоянием Мексики и бережно охраняется. Численность Ксолоитцкуинтли во всем мире невелика, всего не-сколько тысяч особей, основная масса, конечно же, находится в Мексике. Энтузиасты по-роды до сих пор ищут Ксоло в отдаленных индейских деревнях, выкупают их у местных жителей и включают в программу разведения.

Юлия Карякина
журнал "Голый Мир"

Tecuani

Сообщение Tecuani » 31 мар 2008, 18:32

Кобель стандартного размера Центавр Айгер Обесса

Изображение

Сука стандартного размера Fame Factory's Hot Hot Hot

Изображение

Аватара пользователя
RUBIN
Champion
Champion
Сообщения: 2501
Зарегистрирован: 29 дек 2007, 18:42
Откуда: г.Рубежное
Контактная информация:

Сообщение RUBIN » 26 фев 2009, 22:05

Изображение
Кинологический Клуб "РУБИН"
www.clubrubin.info
clubrubin.wku@gmail.com
+38 095 5375289 Viber
+38 096 3125598
+38 063 4762011


Вернуться в «Ксолоитцкуинтли\Xoloitzcuintli»