ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аватара пользователя
Zoopsycholog
baby
baby
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 11 мар 2007, 17:44
Откуда: Киев
Контактная информация:

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сообщение Zoopsycholog » 12 ноя 2008, 15:55

Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности»

Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности. Механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотиваций и эмоций. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

Название курса
«Физиология высшей нервной деятельности». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральная компонента.
Дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности» предназначена для изучения основных механизмов и закономерностей деятельности головного мозга по обеспечению высшей нервной (психической) деятельности животных и человека.

Содержание курса

Раздел 1. Формы поведения

Тема 1.1. Основные подходы к изучению поведения. Содержание понятия “ высшая нервная деятельность”. Исследования И. П. Павлова по физиологии пищеварения-предыстория учения об условных рефлексах. Методологические основы павловского направления в физиологии. Основные принципы бихевиоризма и гештальт-психологии. Задачи и методы этологии. Перспективы нейроэтологического подхода к изучению поведения. Методы исследования поведения.
Тема 1.2. Наследственно-детерминированные формы поведения. Безусловные рефлексы, их характеристика и особенности. Инстинкты как сложная генетически детерминированная система адаптивных реакций. Различная роль инстинктов в организации поведения у беспозвоночных и позвоночных животных. Зависимость инстинктов от влияния внешних и внутренних факторов.
Тема 1.3. Потребностно-информационный подход в классификации форм поведения. Витальное, ролевое (зоосоциальное) поведение и поведение саморазвития (П. В. Симонов).
Тема 1.4. Формы индивидуального обучения. Неассоциативное обучение. Привыкание как форма негативного обучения. Импринтинг как форма обучения. Проявление реакции запечатлевания у представителей различных классов позвоночных животных. Ассоциативное обучение. Натуральные и искусственные условные рефлексы.. Классические и инструментальные условные рефлексы. Экологическая обусловленность поведения.
Тема 1.5. Проблемы психики и элементарной рассудочной деятельности у животных (Л. В. Крушинский).

Раздел 2. Факторы организации поведения

Тема 2.1. Биологические потребности. Доминирующая мотивация как системообразующий фактор поведения. Этапы формирования мотивационного возбуждения. Экспериментальное подтверждение роли гипоталамических центров в формировании мотивационного возбуждения (К.В.Судаков). Современные представления о роли лимбической системы в формировании мотиваций.
Тема 2.2. Роль эмоций в организации целенаправленного поведения. Представления о проявлении эмоций у животных. Способы исследования эмоций. Классификация эмоциональных состояний. Теории эмоций. Нейросубстрат эмоций.
Тема 2.3. Проблема памяти. Виды биологической памяти. Понятие кратковременной и долговременной индивидуальной памяти. Консолидация. Способы исследования памяти. Роль эмоций и мотивации в процессах запоминания.
Тема 2.4. Ориентировочно-исследовательское поведение. Ориентировочный рефлекс и его физиологические особенности и биологичесское значение. Электрофизиологические и вегетативные корреляты ориентировочной реакции. Гипотеза "нервной модели стимула" (Е. Н. Соколов).
Тема 2.5. Этапы формирования рефлекторных актов в онтогенезе. Теория системогенеза и функциональных систем П.К. Анохина. Критические периоды в формировании поведенческих адаптаций.
Тема 2.6. Циркадианные ритмы. Эволюционная роль сна. Фазы сна. Электрофизиологические корреляты фаз сна. Теории парадоксальной фазы сна.

Раздел 3. Механизмы поведения

Тема 3.1. Современные представления о механизмах формирования условных рефлексов. Конвергентная теория формирования временных связей. Механизмы кратковременной и долговременной памяти. Роль ранних генов в процессах консолидации.
Тема 3.2. Принцип доминанты. Роль доминанты как вектора поведения доминанта и условный рефлекс. Механизмы и особенности проявления доминанты.
Тема 3.3. Современные представления о системно-структурной организации деятельности мозга. Большие системы мозга по Адрианову. Рабочие принципы организации мозга. Основные принципы функционального взаимодействия различных образований мозга.
Тема 3.4. Внешнее (безусловное) торможение и внутреннее (условное) торможение и его виды. Нейрофизиологические механизмы торможения.
Тема 3.5. Программирование поведения. Структура поведенческого акта. Взаимодействие основных образований головного мозга в процессе организации поведенческого акта. Роль мотивационных и информационных структур мозга в организации поведения.

Раздел 4. Особенности высшей нервной (психической) деятельности человека.

Тема 4.1. Представление о I и II сигнальных системах. Центры речи. Механизмы речеобразования. Виды афазий. Виды функциональных асимметрий у человека. Анатомические предпосылки межполушарных различий. Половые различия и различия в межполушарной асимметрии мозга.
Тема 4.2. Онтогегнетические закономерности формирования ВНД человека. Становление и развитие условно-рефлекторной деятельности человека. Основные этапы развития обобщающей функции слова
Тема 4.3. Типы нервной деятельности. Основные свойства нервных процессов: сила, уравновешенность, подвижность. Методики определения типологических особенностей высшей нервной деятельности человека. Общие и частные свойства нервных процессов (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын). Морфофизиологическая основа типологии (Айзенк, Грэй). Связь типологии с особенностями функционирования основных 4-х образований головного мозга (по П.В. Симонову).
Тема 4.4. Мышление и сознание. Особенности строения коры больших полушарий мозга у человека и роль ассоциативных систем мозга.
Тема 4.5. Взаимоотношение наследственно детерминированных и индивидуальных факторов в развитии человека. Проблема соотношения социального и биологического в человеке.


3.2. Перечень вопросов к коллоквиумам по всему курсу

Раздел 1. Формы поведения

1. Что изучает физиология ВНД.
2. Какое направление в изучении поведения сформировалось под влиянием эволюционного учения Ч.Дарвина.
3. Подходы классической этологии к изучению поведения.
4. Основные критерии инстинктивного поведения.
5. К какой группе рефлексов относятся рефлексы на биотические и абиотические факторы среды в классификации А.Д.Слонима.
6. Классификация сложнейших безусловных рефлексов П.В.Симонова.
7. Основные признаки витальных безусловных рефлексов.
8. Основные признаки ролевых безусловных рефлексов.
9. Основные образования ЦНС, связанные с реализацией ролевых безусловных рефлексов.
10. Влияние воспитания в обогащенной и обедненной среде на формирование поведения.
11. Основные признаки безусловных рефлексов саморазвития.
12. Какой безусловный рефлекс лежит в основе стремления у ребенка «брать пример».
13. Что такое игра.
14. Биологическая основа воли у человека.
15. Простые формы обучения.
16. Почему импринтинг относят к облигатным формам обучения.
17. Какие факторы оказывают влияние на импринтинг.
18. Импринтинг у млекопитающих (на примере морских свинок)
19. Особенности импринтинга у копытных (овец и коз).
20. Чувствительный период первичной социализации и импринтинга.
21. Основные характеристики условного рефлекса.
22. Классификации условных рефлексов.
23. Способно ли подкрепление формировать любое поведение.
24. Экологическая обусловленность поведения.
25. Объективный метод изучения элементарной рассудочной деятельности.
26. Решение экстраполяционных задач у различных животных.

Раздел 2. Факторы организации поведения

27. Почему мотивации определяются как внутренние детерминанты поведения.
28. Что является источником возникновения мотиваций.
29. Этапы формирования мотивационного возбуждения.
30. Экспериментальное подтверждение роли гипоталамических центров в формировании мотивационного возбуждения.
31. Что такое эмоции.
32. Периферические и центральные теории эмоций.
33. Теория эмоций Симонова.
34. Функции эмоций по Симонову.
35. Классификация эмоций.
36. Нейроанатомия эмоций.
37. Эмоциональный стресс
38. Три составляющих процесса памяти.
39. Виды биологической памяти.
40. Выработка отсроченных условных рефлексов – модель изучения кратковременной памяти.
41. Нейрохимические корреляты обучения и памяти.
42. Макромолекулы и долговременная память.
43. Что характеризует ориентировочный рефлекс.
44. Структура ориентировочного рефлекса.
45. Основа ориентировочного рефлекса – система обратной связи коры и ретикулярной формации ствола мозга (гипотеза Соколова).
46. Принципы развития ВНД в онтогенезе.
47. Представление о функциональной системе, ее основные признаки.
48. Гетерохрония роста и теория системогенеза Анохина.
49. Модифицирующая роль среды на ранних стадиях формирования поведения.
50. Почему мы спим.
51. Фазы сна.
52. Эволюция и теории сна.
53. Моноаминергическая теория механизмов парадоксальной фазы сна.

Раздел 3. Механизмы поведения

54. Основные свойства доминанты.
55. Поляризационная модель Русинова.
56. Роль доминанты как вектора поведения.
57. Схема Павлыгиной реализации доминантой целенаправленного поведения.
58. Биологический смысл доминанты. Рецептивное поле доминанты.
59. «Разрешение доминанты», связь с формированием временных связей.
60. Доминирующая центральная констелляция. «Циклическая машина».
61. ИДМ – взаимодействие структурных и функциональных особенностей мозга. Локализационизм и эквипотенциальность.
62. Принцип мультифункциональности – основной принцип организации ИДМ.
63. Основные категории больших систем мозга по Адрианову.
64. Роль ассоциативных систем мозга в ИДМ.
65. Рабочие принципы организации мозга.
66. Основные принципы функционального взаимодействия различных образований мозга.
67. Внешнее (безусловное) торможение.
68. Виды внутреннего (условного) торможения.
69. Основные физиологические факторы при программировании поведения.
70. Роль мотивационных структур мозга в организации поведения.
71. Роль информационных структур мозга в организации поведения.
72. Конвергентная теория формирования временных связей.

Раздел 4. Особенности высшей нервной (психической) деятельности человека.

73. Представление о I и II сигнальных системах.
74. Центры речи.
75. Виды афазий.
76. Что такое расщепленный мозг.
77. Виды функциональных асимметрий у человека.
78. Анатомические предпосылки межполушарных различий.
79. Половые различия и различия в межполушарной асимметрии мозга.
80. Врожденная рефлекторная деятельность ребенка.
81. Роль внутренних и внешних факторов в ВНД ребенка 1-го года жизни.
82. Особенности ВНД ребенка с 1 года до 3-х лет.
83. Основные этапы развития обобщающей функции слова.
84. ВНД ребенка с 3-6 лет, 6-11 лет.
85. ВНД в подростковый период.
86. Типология ВНД по Павлову.
87. Развитие типологии ВНД в работах Теплова и Небылицына.
88. Морфофизиологическая основа типологии человека (Айзенк, Грэй).
89. Основные параметры типологии Айзенка.
90. Связь типологии с особенностями функционирования основных 4-х образований головного мозга (по Симонову).
91. Виды мышления.
92. Представления о различных состояних сознания.


3.3. Список основной и дополнительной литературы

Основная литература:
1. Руководство по физиологии. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Л. Наука, 1986.
2.Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону. Изд. Феникс. 2001.
3.Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М. Высшая школа, 1991.
4. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. СПб. Лань, 2002.
5. Судаков К.В. Доминирующая мотивация. М. Изд-во РАМН. 2004.
6. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М. ACADEMA. 2003.
7. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М. АСПЕКТ ПРЕСС. 2005.

Дополнительная литература:
Общий курс физиологии человека и животных. Книга 1. Физиология
нервной, мышечной и сенсорной систем. Ред. А.Д.Ноздрачев. М., Высшая школа. 1991.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968.
Блум Ф., Лейзерсон А, Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М. Мир, 1988
Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и
эволюция. М. Мир, 1988.
Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. М. Мир, 1982.
Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М. Мир, 1981.
Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. Л. Наука, 1989.
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М. Наука, 1981
Симонов П. В. Мотивированный мозг. М. Наука, 1987
Симонов П.В. Созидающий мозг. М. Наука, 1993.
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М. Изд. Московского университета. 1999.
Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление для животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М. АСПЕКТ ПРЕСС. 2001.

Дрессировка собак с проблемным поведениeм.
У Вашей собаки проблемное поведение?

Она уже однажды рычала или пыталась укусить кого-либо?
Она бывает иногда непослушной или трудно контролируемой?
В доме случается нечистоплотное поведение?
Она бывает иногда назойливой или требовательной?
Она создает проблемы, когда ее оставляют одну?
Она вступает в конфликты с другими собаками?
Она ведет себя иногда беспокойно и нервно?
Вам часто приходится ругать или наказывать ее?
Может быть, она необычно сильно пуглива?
Вы замечали в последнее время изменения в ее поведении?
Вы стали испытывать раздражение после прогулок или общения с ней?
Если Вы ответили «да» даже хотя бы на один из этих вопросов, oбратитесь к консультанту-зоопсихологу!
Профессионал в области поведения животных (стаж 32 года, ст. научный сотрудник) обучит Вас правильно интерпретировать и корректировать поведение Вашего питомца.
тел. +38 (067) 441-33-65, +38 (050) 612-63-86. Сергей Григорьевич. Киев.
Большинство серьезных проблем в поведении домашних животных легко предотвратить, если Вы знаете, как на них реагировать.
Подробнее в очерках на сайте:
http://www.zoopsycholog.io.ua/
Зоопсихолог - профессиональная дрессировка, воспитание и коррекция поведения
+38(067)441-33-65 http://www.zoopsycholog.io.ua/

Вернуться в «ЗООПСИХОЛОГИЯ ( в помощь слушателям курсов)»